2
3
4
5

Поиск по сайту


Статистика сайта

Сегодня11
Вчера28
За неделю251
За месяц949
Всего124425

 

Горячая линия

liniya

 

 

Областной кризисный центр РК
г. Павлодар, ул. Ломова, д. 47/1
Тел.: 34-13-13
Телефон доверия: 88000803434
pvl.help-center@yandex.kz

 

Контакт-центр
по защите прав детей
111
100 logo ru

 

114

«Проблемы обучения химии и биологии в школах Казахстана»

Биология и химия – это ключевые предметы сегодняшней школы. Они способствует формированию и обогащению духовного мира человека. Повышая роль и значение этих наук в целом и школьного образования в частности, можно решать новые проблемы человечества.
Современная биология и химия формирует новое поколение, которое понимает ценность жизни, место человека в природе, способное искать пути решения экологических, продовольственных, энергетических и других проблем.
Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биохимии и биотехнологии, бионики, развитие химического производства с одной стороны, и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы, с другой, поставили биологическую и химическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений.

Поэтому развитие компетентности выпускника в этих отраслях знаний является одним из направлений работы современной школы для решения проблемы обучения химии и биологии.
В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Одной из проблем обучения является недостаточное оснащение кабинетов химии и биологии в школе (не хватает интерактивных досок и компьютеров, реактивов и лабораторного оборудования, современно оснащенных кабинетов).
Сегодня, когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что
современное образование - это непрерывный процесс. Для школы это означает смену
приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на уроках биологии и химии позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Расскажу, в какой последовательности мы с учащимися строим свою работу по созданию мультимедиа урока.

Этапы работы можно выделить следующие:
-Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
-Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.
-Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
-Оформление слайдов, анимация, навигация.
Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
-Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук).
-Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация).
-Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Использование ИКТ позволяет демонстрировать:
-фотографии животных, растений, известных людей, занимательных опытов и т.д,
-отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
-схемы и таблицы,
-тесты, кроссворды для проверки знаний,
-видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,
-аудиозаписи «Голоса животных»;
-музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
-использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
В изучении школьного курса химии и биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
-наглядное представление объектов и явлений микромира;
-изучение производств химических продуктов;
-моделирование химического эксперимента,опыта и химических реакций;
-система тестового контроля
-подготовка к ЕНТ.
Ещё одной проблемой является проведение на уроках химии опытов со взрыво- и пожароопасными веществами. Я считаю, что при решении этой проблемы, одним из главных достоинств является использование компьютерного проектирования на уроке химии – при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого, ( виртуальная лаборатория) является решением показа особо опасных для здоровья химических реакций.
Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи, необходимо дать учащимся хорошие навыки самостоятельного овладения знаниями. Их можно формировать в ходе организации опытнической работы на участке, наблюдений в природе, во время работы со специальной литературой, справочниками и работы над проектами, во время выполнения летних заданий, при постановке исследовательских опытов по химии и биологии. За время учебы в специализированных классах ребята не должны потерять интереса к биологии и химии. Очень важно учителю поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии.

Учитель химии и биологии КГУ « Козыкеткенской СОШ» - Айткужинова К.К.