Поиск по сайту


Статистика сайта

Сегодня6
Вчера74
За неделю80
За месяц1722
Всего107003

 

Горячая линия

liniya

 

 

Областной кризисный центр РК
г. Павлодар, ул. Ломова, д. 47/1
Тел.: 34-13-13
Телефон доверия: 88000803434
pvl.help-center@yandex.kz

 

Контакт-центр
по защите прав детей
111
100 logo ru

 

114

«Система критериального оценивания учебной деятельности на уроках биологии»

В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня не одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы учителя, не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия, за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания. Я думаю, что многие учителя рассуждают над вопросами; (Что такое отметка?) Это средство поощрения или наказание?
Каждый из нас прекрасно понимает, что в современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффектному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
А как обучать и воспитывать такую личность?
Вот на помощь мне пришли курсы Назарбаев Интеллектуальной школы. Сегодня, применяя систему критериального оценивания на своих уроках, я вижу уже другой результат.
У учащихся проявляется самостоятельная познавательная деятельность. Так же меняется деятельность учителя, ему предлагается другая роль.
Он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, помогает выбрать источники информации (но не предлагает решение проблемы в готовом виде).
Таким образом, на уроках, учитель выступает как консультант. Меняется и роль школьников в учении; они становятся активными участниками на уроке, деятельность в рабочих группах помогает им научится работать в « команде», сотрудничать в коллективе. Школьники свободные в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Именно, для достижения поставленной цели ученику помогает система критериального оценивания. Ученики могут самостоятельно ( совместно с учителем) создать несколько критерий оценивания к одному заданию.
Оценивание производится на основании уровней, которые создаются под каждый критерий. Количество уровней и, соответственно, баллов определяется их содержательным наполнением. Баллы, высталенные по всем критериям, регистрируются и суммируются.
Каждый критерий оценивания – это цель образования, которая является по своему содержанию синтетической, то есть, включает предметные и развивающие цели. Например, критерий « Коммуникация»,предлагает не только умение использовать предметные термины в устной и письменной речи, но и развитие собственно коммукативных навыков ученика.
При критериальном оценивании ученики получают возможность оценивание своего развития за период времени, то есть сравнение его с самим собой.
Наличие критериев и уровни предоставляют ученику возможность осуществлять самооценивание и модерацию. Во время работы в школе я столкнулась с такими проблемами оценивания, как завышение самооценки со стороны учеников. Учащиеся не могли привыкнуть к критериям оценивания.
На объяснения и разработки критериев оценивания уходило много времени на уроках. Но каждодневная кропотливая работа привела учащихся к тому, что дети сами научились составлять критерии оценивания. Они уже не привышали самооценку. Например на уроке биологии в 8 «б» классе на тему; «Строение опорно- двигательного аппарата» дети получили задания; определить виды и функции костей и составить к нему критерии оценивания своих работ.
Я решила поделиться опытом, накопленным на своих уроках, с коллегами. Систему критериального оценивания я решила показать на своих уроках . Коучинг «оценивание обучения и оценивание для обучения», который я провела среди своих коллег, заставила пересмотреть методику оценивания.
Коллеги сами убедились на своей практике, какой результат дает система критериального оценивания. Я предложила создать учителям постер. Каждая команда должна была изготовить фирменную спортивную одежду для наших спортсменов, которые выезжают на олимпиаду в Сочи. А также каждая команда должна будет приготовить свои критерии оценивания.
Самооценивание осуществляется, во – первых, как оценивание собственной работы и последующее сравнение своих оценок с оценками экспертов и учителя, во – вторых, как сравнение себя самим собой за промежуток времени. Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, ее результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат.
А модерация- это обсуждение оценок на основании уровней с целью достижения объективности. Следствием модерации является реальная корректировка оценки результата. Следовательно, для оценивания своей работы каждый ученик должен уметь проводить анализ своей работы, самооценивание, выполнять модерацию.

В технологии развивающего обучения четко сформулированы следующие принципы оценивания.
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2. Оценивание должно быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, преобретая навыки и привычку к самооценки.
Завершая свою работу, я хочу, чтобы коллеги помнили.
Дети- активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогам.

Учитель биологии и химии Айткужинова К.К.