Дебатный клуб «Оратор»
Любой школьник любит спорить. Но далеко не каждый умеет правильно подбирать аргументы, критически мыслить, отстаивать свою позицию, слышать оппонента, имеет смелость признать неправоту и управляет своими эмоциями. Этому невозможно научиться без практики. Только личный опыт может дать ученику нужные для дискуссии навыки и помочь обрести желанную уверенность в себе. Лучше всего нарабатывать опыт не в настоящих конфликтах в школе, а в старинной интеллектуальной игре – дебатах. Сегодня эта учебная техника активно используется во многих школах и университетах.
В нашей школе с этого учебного года работает дебатный клуб «Оратор» .
1. Давайте разберемся, что же такое Дебаты
Начнем с того, что дебаты – это интеллектуальная игра. Если рассматривать более формально: дебаты – это особая форма дискуссии по установленным правилам. Это определенный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя противоположные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
Дебаты начинаются с темы. Тема – это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы и быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Вот некоторые примеры тем: «Лучше быть умным, чем добрым» , «Роль сотовых телефонов в жизни человека «за» и «против»
Игра проходит в виде регламентированной дискуссии между двумя командами. Это команда Утверждения (или команда Правительства), которая доказывает, что тема верна и команда Отрицания (или команда Оппозиции), чья задача доказать обратное.
Для того чтобы убедить судей и зрителей в своей правоте, каждая из команд заранее работает над подготовкой аргументов. Наиболее весомых и значимых доводов, подтверждающих собственную позицию. На первоначальном этапе команда выбирает наиболее сильные идеи, которые становятся основой для аргументов, затем ведется поиск подтверждающих фактов.
Огромный вклад дебаты вносят в развитие общекультурного кругозора и интеллектуальных способностей. Ведь чтобы уверенно рассуждать на ту или иную тему, необходимо ее изучить, открыть для себя дополнительную информацию, узнать еще что-то новое. Вот он тот самый ключик к формированию мотивации к обучению, познанию и саморазвитию.
Отдельной строкой конечно же хочу выделить влияние дебатов на формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Толерантность к чужому мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции и ценностям.
Также важной составляющей дебатов является командная работа. Ведь выступают игроки, но побеждает команда. И дебаты становятся мощным командообразующим фактором.
Ну и пожалуй то, что стоит в основе дебатов – умение Говорить. Навык публичного выступления, ораторские способности. Мы учим детей говорить. Говорить грамотно, говорить убедительно, говорить уверенно. В любой ситуации, на любую тему. И я абсолютно уверена, что данная технология привнесет в нашу работу прекрасный увлекательный опыт, который не заставит себя ждать с результатами и подтвержденной эффективностью использования.