Современные подходы к преподаванию английского языка в сельской школе
Владение иностранным языком сегодня - важное условие успешной профессиональной карьеры и активного социального взаимодействия: это и образование, и профессионализм, и полноценный отдых. Не говоря уже об огромном количестве интересной и полезной информации, которую можно узнать владея иностранным языком.
Английский язык по праву считается одним из наиболее распространенных иностранных языков. Это международный язык в таких областях как наука, политика, техника, бизнес, культура и торговля и других. Это язык навигации, авиации, литературы, образования, программирования и международного спорта, бизнеса. Действительно, на английском языке сегодня говорят практически во всех странах мира. Его изучение в нашей стране начинается в большинстве школ уже со первого класса, но к сожалению далеко не каждый выпускник школы может продемонстрировать владение английским языком на функциональном уровне.
В Казахстанской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений - это сельские школы. Именно в таких школах проблема преподавания английского языка стоит особенно остро и связана она с недостаточностью квалифицированных педагогических кадров, их компетентностью в области свободного общения на иностранном языке, отсутствием возможности общаться с носителями языка, низким уровнем учебной мотивации обучающихся, однообразие обстановки и форм взаимодействия в условиях недостаточного оснащения кабинетов.
Перед педагогами встает организационная, педагогическая и методическая задача: учитывая особенности (достоинства и недостатки) сельских школ найти способы решения вышеуказанных проблем для выполнения требований республиканского государственного образовательного стандарта.
Вопросами преподавания иностранного языка занимались знаменитые ученые Г.А. Китайгородская, Е.И. Пасов, Д. Гамильтон, И.В. Рахманов и другие. Значительный вклад в языковое образование внесли Я.А. Каменский, И.А. Зимняя, И.Л. Бим. Огромное количество ученых исследовали методики преподавания иностранного языка. Среди них И.В. Рахманов, И.Г.Песталоцци, А. Дистерверг. На протяжении всей истории обучения менялись методы, исключая и взаимодополняя друг друга, однако до сих пор непреходящей ценностью для их трактовки остались сформулированные великими дидактами — Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци. Как отечественными, так и зарубежными исследователями в области обучения иностранным языкам подчеркивается равная важность профессиональной языковой компетенции учителя и фактора учета им особенностей учебного предмета, а также индивидуальных особенностей учащихся, в частности, их мотивации, в которую включаются интересы, потребности, стремления, мотивы и т. д.
Однако, в данных работах, как и в большинстве других, не учитываются особенности сельских школ. Бытовавшее когда-то мнение о том, что уровень обучения иностранному языку в сельских школах не может быть конкурентоспособным в сравнению с городскими не является сегодня справедливым и обоснованным. Современные возможности снимают значительное количество существовавших ранее проблем, прежде всего связанных с возможностью или невозможностью реального общения на английском языке. С нашей точки зрения, сегодня остается в числе ключевых проблема мотивации сельского педагога на использование активных и интерактивных образовательных технологий в преподавании иностранного языка, на проектирование и реализацию интегрированных уроков.
Для решения данных проблем в организации обучения английскому языку в сельских школах необходимо использовать различные современные подходы и методики, к которым мы, прежде всего, относим интегрированные уроки, игровые методы.
Понятие «интеграция» не ново. Прогрессивные педагоги разных эпох и стран - Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, С.А. Леонов, В.А. Сухомлинский и др. подчеркивали взаимосвязь между учебными предметами для отражения целостной картины природы в сознании ученика и создания истинной системы знаний. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. По мнению М.И.Фролова именно интегрированное обучение является обучением будущего.
Одним из путей реализации этого является проведение интегрированных уроков. В старших классах особенно необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике. На этой ступени обучения продолжается дальнейшее формирование исследователя, целенаправленная подготовка к успешному обучению в ВУЗах и дальнейшей интеллектуальной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности.
В основу обучения с использованием игр на уроках английского языка положены принципы развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, наглядность, доступность подачи информации, самостоятельность. История возникновения игр как способа решения проблем передачи информации о реальной деятельности для обучения рассматривается в трудах Д.Б. Эльконина. В России изучением игровых методов занимались К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев и многие другие.
Интерес к активным и интерактивным методам обучения вызван острой необходимостью улучшить современную дидактическую систему за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Интерактивное обучение является одним из современных направлений развития активного обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания. Применение этих методов является переходом от классических форм и методов организации обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым методам организации деятельности обучающихся, обеспечивающих развитие познавательных мотивов и интересов.
Использование игрового метода на уроках английского языка призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Игровая деятельность не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на успеваемости. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми.
Игра всегда предполагает определённого напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик ещё и говорит на английском языке.
Из этого следует, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Современный урок иностранного языка важно строить таким образом, чтобы максимально обеспечить эффективное усвоение основных норм и правил иностранного языка и развитие устной и письменной речи. Для достижения этой цели наряду с традиционными методами обучения языку используют современные подходы к преподаванию, которые направлены на формирование коммуникативной потребности у учащихся, повышения мотивации к овладению и использованию разнообразных речевых средств. Особый интерес в рамках данных подходов представляет метод инсценизации.
Репертуар должен выбираться в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. При распределении ролей, необходимо учитывать личные особенности каждого ученика. К объемным инсценировкам подбираются музыкальное и компьютерное оформление, продумываются костюмы и сценическая атрибутика, что способствует развитию фантазии и воображения у детей, расширяет их сферу чувств. Такая организация стимулирует активность всех участников коллектива не зависимо от возраста и уровня владения языком.
Таким образом, при разработке и реализации современных подходов к преподаванию английского языка в сельских школах в условиях Республиканского образовательного стандарта необходимо использовать такие приемы, как интегрированные уроки, игровые методы, новые подходы которые не только позволят повысить интерес и мотивацию на изучение английского языка, создадут благоприятные условия для развития творческих способностей, покажут практическую значимость изучения языка, но и превратят урок в интересное представление, в которое вовлечены все участники образовательного процесса.
Учитель английского языка Добродеева Ю.М.